Павел Пименов

Чем отличается новое поколение тренеров-гиков от поигравших в футбол специалистов? В каких странах анализируют данные матчей Чемпионата России? Ищем истину в статистике вместе с Павлом Пименовым

Заглавное фото статьи - Павел Пименов

Я начал читать аналитические материалы на Sports.ru. Они были законодателями мод в этом сегменте в России — после них тему аналитики подхватили остальные.


До них люди смотрели процент владения, удары по воротам, а после — передачи в финальную треть, прессинг-метрики. Популяризация статистики действительно пошла от медиа, но ведь интерес к ней (к статистике) возник не на ровном месте. 

Opta с 1996 года работала с бродкастером SkySport, а к 2010-му статистика уже стала появляться и в российском футболе. То есть углубленные метрики используются давно, просто раньше об этом не говорили.
Ведь что дает статистика?

Контекст к игре, помогает человеку глубже разобраться. После игры смотришь статистику и сравниваешь со своими чувствами: «Должны были побеждать, даже статистика об этом говорит».



Должны ли «телевизор» и спортивные редакции способствовать развитию аудитории? Да, сто процентов! Сегодня смотришь Матч ТВ — а у них до сих пор какие-то базовые метрики типа передач в финальную треть или процент успешных обводок. Да и комментаторы не склонны к употреблению продвинутой статистики. А это ведь важно — это создает мостик между зрителями и профессионалами.


Забавно, правда, что даже среди тренеров по-прежнему есть те, кто не погружается в статистику. Валерий Карпин, например, в недавнем интервью отрицал PPDA (Passes allowed per defensive active (англ.) — количество передач, которые совершает соперник перед потерей мяча, метрика прессинга), говорил, что он (PPDA) вообще не нужен.


«Поигравшие» тренеры всегда более консервативны, в отличие от тренеров-гиков, которые помоложе. В России, к сожалению, единицы специалистов используют такие модели, обращаются к статистике.

Видел, игрок «Спартака» Антон Зиньковский подписывался на мой канал — не знаю, он это был или фейк. Чаще мои данные используют журналисты. Повторюсь, моя задача — представить статистику широкой аудитории, чтобы те же журналисты и комментаторы могли использовать информацию в своей работе.


Статистики порой бывает очень много, даже не знаешь, как понимать те или иные показатели. Но базовая статистика помогает, правда. Просто не надо лезть в дебри, надо адекватно оценивать уровень знаний в этой области.

Разбираем матч в режиме LIVE

О РПЛ читают и на португальском! И разбирают португальцы, которые на экспертном уровне знают всех футболистов в РПЛ. Иначе по ходу встречи тяжело будет отличить игрока — особенно в России, особенно сейчас — все на одно лицо, легионеров нет, легко перепутать футболиста.


Португальцы — далеко не единственные, кто анализируют нашу лигу. Следят во многих странах. Актуальный пример — Вильсон Изидор из «Локомотива», за которым следили французы, ретвитили наши новости. И таких историй много!
Да, часто следят гики, но тем не менее. Нам же бывают интересны матчи типа «Селтик» — «Рейнджерс»? Так же и за рубежом интересуются вывесками уровня «Зенит» — «Спартак».


Матч разбирается в режиме live, поэтому сразу после игры мы можем выдать статистику. Сидят два человека, каждый отвечает за свою команду. Перед ними — три монитора, на центральном — сам матч, а два остальных — вспомогательные. Есть третий человек — супервайзер. Он все мониторит, если какое-то действие надо пересмотреть, ставит отметку, после чего к ней возвращаются.


У РПЛ — топовый уровень покрытия, после матча все перепроверяют снова. Бывает сразу после матча тот же xG — 0.8, а после перепроверки на следующий день — уже 1.1


Больше уровень покрытия данных, чем в нашей лиге — только в АПЛ. А так — у нас все то же самое, что и у Франции, Италии, Германии. Одинаковый уровень покрытия. Единственное отличие — РПЛ подробно разобрана с 2009 года, а топ-5 лиги — с 2002 года. Мы с командой хотели выйти на Кубок России, был определенный интерес, но сейчас все заморожено.


Читайте также: