Пока среди очередных московских новостроек возникают футбольные площадки с современным навороченным покрытием, дренажом и хорошим освещением, где-то в центре Москвы, в тени монументального Белого Дома, издал свой последний вдох стадион, к которому многие «любители», во всех смыслах этого слова, относились как к родному.
В этой статье разберемся, что же это за стадион, сколько ему лет, как его отстояли жители Пресненского района и почему за последние 6 с небольшим лет он так полюбился.
Осторожно, эмоциональная статья с элементами личных рассуждений и переживаний автора.
Если приехать на станцию метро Краснопресненская и подняться на улицу, то первое, что вам бросится в глаза это большой и красивый вход в Зоопарк, играющие на площади перед входом в подземку музыканты…
Однако, если обойти круглый павильон метрополитена, увидеть возвышающиеся громадины Sky View и пустить слезу по бывшему на их месте кинотеатру Соловей, пройти через ярмарку с фруктами, овощами и остальными съестными припасами, то можно увидеть ворота с не самой яркой и отнюдь не бросающейся в глаза вывеской и парой шлагбаумов, через которые то и дело проезжают автомобили туда и обратно, и рядом с которыми то и дело проходят компании мужчин и женщин со спортивными сумками.
Простой человек и не заметит разницы между входящими и выходящими людьми, но мимо человека наблюдательного не ускользнет то, что выходящие с территории за вывеской люди выходят взмыленные, эмоциональные, радостные или разочарованные — зависит от результата, но в 100% случаев — уставшие и довольные.
Если тот же наблюдательный человек сделает пару десятков шагов внутрь территории стадиона, то по левую руку, через крышу манежа, он все равно увидит возвышающуюся высотку на Кудринской. Но закрыв глаза, он услышит, как приближается звук биения ее сердца — сердца Пресни.
Небольшая историческая справка
Стадион был построен в 1920-х годах на месте осушенного Нижнего Пресненского пруда группой энтузиастов под патронажем футболиста И. Т. Артемьева. Хотя это лишь одна из двух версий появления стадиона. Согласно второй, стадиона было построено два, в 1925 году, однако позже тот, что побольше, закрыли и на его месте сейчас стоит вестибюль метро Краснопресненская, а вот поле поменьше сохранилось и стало той самой «Красной Пресней». Вторая версия появления стадиона считается жителями наиболее правдоподобной и, вроде как, официальной.
Назывался этот спортивный объект тоже по-разному — стадион «Искра», «Правда», «Метрострой».
Именно под последним названием стадион был отремонтирован к проведению в Москве Олимпийских игр 1980 года, также был передан Домостроительному комбинату и получил название вскоре ставшей проводить на нем свои домашние матчи команды «Красная Пресня». Помимо нее с 1982 года на стадионе проводил свои домашние матчи дубль московского «Спартака», с которым команда «Красная Пресня» имела сквозную заявку.
В 1989 году, с приходом иракского бизнесмена Хусама Аль-Халиди, в стране на базе ФК «Красная Пресня» появился первый в России частный футбольный клуб — «Асмарал», который проводил свои матчи на этом поле с 1991 по 1999 год. Когда владелец сгинул где-то на родине, то последним решением указал снести трибуны, спилить ворота, чтобы возродившийся клуб «Красная Пресня» не смог проводить здесь матчи и тренироваться.
В 1993 году, строчка «на поле танки грохотали» из песни группы «Чиж&Со». воплотились в жизнь, потому что танки и бронетранспортеры действительно грохотали на поле стадиона Пресни и вели огонь по площади у Верховного Совета. Напоминанием о тех ужасных днях служит мемориал, расположившийся на Дружинниковской улице, часть которого затрагивает и ограждение стадиона.
Современность стадиона
После перехода стадиона обратно под ведомство Мэрии Москвы, он снова стал федеральной собственностью.
В 2010 году поле уменьшили до размеров 90х60, повернули на 90 градусов и оно стало привлекать все больше любителей форматов 5х5, 8х8, а также мероприятия частных компаний, ведь на стадионе есть сцена, трибуны, зона для кейтеринга, раздевалки, парковка и два манежа. Казалось бы, рай да и только, что еще нужно. К тому же место, как нынче говорят, «козырное» — почти центр Москвы.
В 2008 стадион хотели снести и возвести его заново на территории, освобожденной в результате сноса ветхого жилья. На месте стадиона планировался Парламентский центр, в который должна переехать одновременно и Госдума, и Совет Федераций. Однако после протестов и пикетов жителей района, поддержанных депутатами Мосгордумы, стадион все-таки решено было оставить на своем законном месте. Она, уже более скромная, чем была раньше, Красная Пресня, отбилась и уверенно отыграла в обороне.
В 2019 году был предложен проект строительства ледовой арены на месте стадиона, но и тогда Пресня призвала жителей в свою линию защиты, которые в очередной раз защитили родной стадион и отвергли проект, сославшись на то, что не хотят терять доступ к футболу и другим летним видам спорта.
Но уже в 2023 году что-то пошло не так и Красная Пресня не смогла отобороняться. Был представлен проект, по которому на месте стадиона будет возведен жилой комплекс. Обещают сделать этот комплекс с сохранением футбольного поля и спортивно-административного центра, но верится в это, честно говоря, с большим трудом. Как и в современном футболе, андердог все-таки не смог устоять перед натиском более богатого и дорогого соперника.
Пресня любительская
Команды АФЛ, ко времени прихода лиги на Пресню в 2018 году, уже успели поиграть на разных стадионах — Сетунь, Каит, ЦСКА (еще до строительства Арены), Тушино, Труд, Металлург, Лодочная, Кантима, Красный Маяк — и даже обосноваться финально на каких-то из них в виде окончательных дивизионов.
Названия дивизионов разделяются на лиги разных стран, поэтому:
Франция и Португалия, которой позже не станет, приехали на Красный Октябрь в Тушино (с небольшим транзитом через Лодочную во время перестилания газона на Октябре), Германия обосновалась на Труде на Верхних Котлах, Россия и Испания, позже превратившаяся в Объединенную Европу, стали играться на Металлурге на Электрозаводской…
А вот за Пресню АФЛ пришлось побороться с другой любительской футбольной лигой, которая в итоге оставила попытки переехать на этот стадион, оставшись на Труде. С Песчанки сюда переехали дивизионы Италии и позже здесь же появился Объединенный Мир.
На карте любительского футбола Москвы начали потихоньку зажигаться новые звезды в виде любительских команд с Красной Пресни — Фиорентина (ныне Эдмос), Кьево, Рома (руководитель которой является одним из основателей Лиги Ф), Милан, Альтаир.
Вскоре именно на этом стадионе стали проводиться и такие престижные любительские турниры в рамках лиги, как Лига Чемпионов, финалы различных Евролиг, Кубков Лиг.
В дивизионах Италии и Объединенного Мира то и дело оказывались известные команды. Например, Манглиси, их заклятые недруги — Эгриси, на матчах которого постоянно можно было встретить самого Василия Уткина, ФК Добрый, Пацаны Медиа, которые пришли в нынешнем сезоне.
А если взглянуть на составы самих команд, то сейчас в сильнейших из них можно найти чуть ли не половину медиалиги.
Но не только известные ребята прославляли этот стадион. Обычные работяги, врачи, депутаты, учителя, студенты — все они выходили на местный газон по выходным и чувствовали, как пропадает разница в социальном статусе. Есть только ты, мяч, 7 футболистов своей команды на поле и 8 футболистов чужой. Цель — победить. Начальник мог играть со своими подчиненными и быть самым последним человеком в команде в плане принятия решений, врач мог играть со своим пациентом в одной команде, а учитель против своего ученика. Ну а различные переодевания и перформансы болельщиков давно стали классикой некоторых матчей на Пресне. Например, Андрей Рубинчик, глава команды Катания, всегда наряжается в различные костюмы на дружественное дерби с командой СПАЛ.
Различные компании снимали это поле на целый день, чтобы провести там корпоративы со спортивными соревнованиями — «ЕвроХим», «Стройтерминал», «Автодор», спартакиада Моспром, «Legal Cup» (турнир среди команд Юридических фирм)
Этим и была богата Пресня. Один известный человек сказал однажды:
«За что мы любим футбол? За то, что после него»
Я бы хотел немного видоизменить цитату на более подходящий манер:
«За что мы любим Пресню? За то, что вокруг нее»
Этот стадион не только про футбол, но и про посиделки в своеобразной народной «курилке» после матча, про разборы матчей тренерами и капитанами в раздевалках, про битвы фанатских организаций команд в местных манежах, про приезды скорой помощи прямо на поле во время матча, про людей, которые работали в лиге освещая матчи на Пресне — операторов, фотографов, комментаторов, администраторов, судей.
И пусть все то же самое есть и на других стадионах — те же «курилки», те же люди приходят работать и играть, но что-то 13 октября 2024 года все-таки пропало.
Пресня не дожила всего 2,5 месяца до своего столетия. У Москвы есть несколько футбольных сердец, в виде стадионов профессиональных команд, поддерживаемых каждым из читателей-Москвичей, а может и гостей столицы, но я могу сказать одно, пуская небольшую слезу по прожитым воспоминаниям и атмосфере этого места — любительское футбольное сердце Москвы перестало биться вечером прошедшего воскресенья.
Тем печальнее видеть как разбираются манежи, как пропадает ангар с надписью «Мы — Будущее», ведь глядя на это понимаешь, что у этого места будет теперь только «прошлое».
Красная Пресня простилась с нами символично — матчами двух команд, которые обязаны своим становлением этому стадиону, команд, матч между которыми стал самым настоящим Эль Классико в АФЛ — Эдмос и Кьево на параллельных полях полуразобранного стадиона без привычной сцены и трибун решали свои турнирные задачи. Получилось очень красиво, ведь когда начинают говорить про этот стадион, то вспоминаются сразу эти два коллектива.
Сотрудники АФЛ тоже проводили Пресню подарив ей полминуты молчания, а Сергей Корнюхов дал последний свисток на этом прекрасном стадионе.
Опыт автора статьи
Я пришел на Пресню в 2019 году, после 2,5 лет скитания по школьным полям ЛФЛ Север в Бескудниково, на Флотской и т.д.
Спустя эти 5 лет я могу с уверенностью сказать, что Пресня изменила мою жизнь, меня как человека, мое окружение и мое миропонимание. Этот стадион всегда учил меня справляться с трудностями путем привнесения в мою жизнь тех или иных людей, путем преодоления своего страха облажаться на футбольном поле, а следовательно и вне его (впервые у микрофона под операторской вышкой, например).
Она приняла меня, когда я стал не просто игроком, а сотрудником лиги и предложила мне на комментирование замечательные матчи, даже самые скучные из которых все равно были по своему интересными. Стадион Красная Пресня для меня — это своя экосистема, похожая на некий биом, помещенный в бутылку и развивающийся там. Это жизнь в миниатюре. Тем печальнее, что эту бутылку с жизнью в итоге просто разбивают об асфальт.
P.S. Я буду очень скучать, Красная Пресня, и надеяться, что мы не прощаемся навсегда и твое футбольное сердце заработает вновь через несколько лет.
А сейчас спи спокойно, родная.