Футбольное детство
В детстве у меня был выбор между рисованием и футболом. Мама очень хотела, чтобы я рисовала, а мне сидеть два часа за мольбертом было не так интересно, как выходить погонять мяч с пацанами во дворе.
К тому же, потом присоединился брат: он начал смотреть со мной футбол и использовать меня как человека, которого можно обыгрывать. Затем я пошла в школу и выбрала, как потом оказалось, именно спортивную. И в классе во втором пришла женщина и говорит: «Кто пойдет в футбол играть?». Я говорю: «Давайте!». Нас все равно три девочки только было.
В общем, когда я поняла, что тренировки совпадают по времени с рисованием, сказала маме, что я пойду на футбол.
Сейчас рисование — мое хобби. Могу взять и начать писать, когда разгрузиться хочется, но чтобы серьезно — уже вряд ли.
В детстве с братом я часто смотрела матчи «Локомотива» и сборной России.
И вот однажды иду в школу, а на тот момент я уже немного знала игроков «Локомотива». И тут я иду-иду, оборачиваюсь и смотрю, стоит чья-то машина. Открывается дверь и выходит оттуда Билялетдинов. Все! Любовь!
И я смотрю на него и думаю: «Подойти или не подойти?». Но постеснялась. Пошла в школу, а потом его в торговом центре встретила. Это, наверное, был единственный автограф, который я взяла в своей жизни. Именно у него.
Это был тот самый период, когда все влюблялись в «Локомотив» из-за Билялетдинова, Сычева...
О разнице зарубежного и российского женского футбола
У англичан и школа, и подход в плане футбола намного лучше. И именно этим, наверное, больше всего мы отличаемся.
На британских стадионах собирается намного больше народа, нежели у нас. Когда мы приехали играть в Англию, то разница была колоссальная, потому что у нас тысяча человек или две, а у них — целый стадион. И это притом, что мы играли не в Ливерпуле, а под Ливерпулем. Когда выходишь на стадион, а вокруг тебя трибуны, где очень много народа — это удивительно, для нас это было какое-то новшество.
В Англии к женскому футболу относятся спокойно, то есть девочки не думают, что футбол — не женское дело, а идут и занимаются им. Из-за этого у них колоссальная конкуренция, много игроков, которые потом вырастают в классных профессионалов, потому что они в среде со школьного возраста. У нас осталось очень мало девочек, которые сейчас играют в футбол. Это даже не потому, что они не могли или не умели, а потому что понимали, что на женском футболе не заработать на жизнь.
Думаю, вероятность того, что в ближайшие пять-десять лет российская футболистка сможет взять «Золотой мяч», крайне мала. Возможно, будет какая-то суперталантливая девушка, которая пробьется, уедет из России в достаточно юном возрасте и сможет покорить футбольную вершину там. Но если брать именно наши клубы и девочек лет двадцати, я думаю, что вряд ли.
Об отношении к женскому футболу
Менталитет в России буквально говорит о том, что футбол — не женское дело. У меня были случаи, когда я шла в экипировке, люди подходили и спрашивали: «А вы чем занимаетесь?». Я говорю: «Футболом». Они: «Да ладно! А у нас есть женский футбол? Вау!»
Отношение к женскому футболу у нас в стране сомнительное: «Выиграли что-то девчонки? Ну, молодцы». Хотя и по «пляжке» у нас Евро выигрывали, и на мир отбирались, и все равно все говорили: «Ну... Ладно».
Но, надо сказать, в регионах, из-за того, что город поменьше, даже больше людей ходят на женский футбол. Там считается нормой, что девчонки наравне с парнями рубятся в футбол. Потому что в регионах, где одна коробка на город, на село, и там все играют вместе, девчонки ничуть не уступают парням.
Не знаю, когда его популяризируют в Москве и когда футбол вовсе будет обычным делом, но уже классно, что это становится нормальным. Потому что когда я росла, очень многие удивлялись: «Девчонка? Нет... Зачем? Можно она не будет играть?».
Про травму и ментальное здоровье
Я приехала после отпуска в «Звезду» и сразу стала тренироваться. Предыдущий сезон закончился лично для меня не очень удачно — мои индивидуальные ошибки приводили к пропущенным голам, и психологически все давило.
По возвращении чувствую, что стала более уверенной в себе, набралась сил, тренируюсь. И тут — товарищеский матч. Было небольшое предчувствие, что боль в области ахилла даст о себе знать, и я не очень хотела играть, потому что тело говорило: «Ира, остановись, не надо». Но у нас было мало игроков, и я понимала, что на мою позицию некого поставить, мне надо оставаться на поле. Я выхожу и через 20 минут получаю травму.
Поначалу было тяжеловато, но я поставила себе задачу, цель, что должна пройти через эту травму на позитиве для того, чтобы не загнать себя в еще большее уныние. Поэтому настрой был только позитивный. Что я через все пройду, это сделает меня сильнее, а как только вернусь — стану лучшей.
Когда начинала думать о плохом, тормозила: «Стоп! Стоп! Нет, мы договорились, что будем думать позитивно. Никому негатив сейчас не нужен».
Там скорости другие, это смотреть не очень интересно
Скорость в женском футболе ниже из-за физиологии, а не из-за каких-то других причин. Понятное дело, что мужчина, скорее всего, будет сильнее. Даже когда мы играем взрослой командой против пацанов, то они нас обгоняют. Не все, не всегда, но обгоняют. Мы можем быть тактически, физически сильнее, но один заброс, он убежал — и все. Мы стараемся, мы для этого тренируемся, мы ходим в зал, но это почти невозможно, и с этим надо смириться.
Однако женский футбол по-своему привлекателен. У нас есть очень классные комбинации и индивидуально обученные игроки: кто-то сделает сольный проход, даст офигенную передачу, кто-то забьет очень крутой гол. В этом есть красота, она вся складывается из каких-то мелочей.
Порой смешно, когда люди удивляются, что мы можем на 30 метров спокойно сделать передачу верхом
Красота в нас, в каких-то действиях индивидуальных и командных. Не надо изначально относиться скептически, важно посмотреть, распробовать и дальше уже делать выводы. Многие же приходят и сразу: «О! Девочки! Они ничего не могут». Но иногда мужской футбол тоже невозможно смотреть.
В женском футболе у нас есть единицы, кто очень любит обыгрывать, но таких немного. В основном все пытаются играть в комбинационный футбол, забегания и так далее.