Футбольный мир Владимира Лебедева

Художник Владимир Лебедев — материалы к футбольной биографии

Заглавное фото статьи - Футбольный мир Владимира Лебедева

Владимир Васильевич Лебедев (1891 - 1967) — живописец, мастер плакатной и книжной графики. Известен, прежде всего, как основатель советской школы детской книги.

Сейчас Лебедева можно считать одним из первых петербургских/ленинградских художников, еще в дореволюционное время обративших свое творческое внимание на футбол. Его никогда не относили к «спортивным» художникам, как, например, Александра Дейнеку или Александра Самохвалова, и до сих пор его считают в первую очередь детским художником-иллюстратором. А вот спортивная составляющая творчества художника еще ждет своего исследователя. Попробуем сделать несколько шагов в этом направлении.

Важно отметить, что сегодня многие работы Лебедева находятся в государственных музеях, в основном это популярные и актуальные для своего времени произведения. А работы, не представляющие интереса для музеев, разошлись по частным коллекциям, и именно в них оказались все (или почти все) известные сегодня работы Лебедева по теме футбола.

Владимир Лебедев не только рисовал спорт, но и сам был спортсменом. Общеизвестно увлечение Лебедева боксом. Он занимался английским боксом и являлся членом судейской коллегии Ленинграда по этому виду спорта. Боксерское сообщество уважало его как одного из самых авторитетных знатоков ринга. Но бокс появился в его жизни позже, а в детстве юный Володя играл в футбол! Его увлечение футболом не удивительно. В детские годы он жил с родителями в Лесном, недалеко от Коломяжского ипподрома, а Коломяги в те времена были одним из футбольных центров города!

В это же время он становится учеником Петровского коммерческого училища, футбольная команда которого является постоянным участником Кубка ОСФРУМ (первенство среди учебных заведений Петербурга).

Увлеченность спортом и футболом не смогла не найти отклика в душе будущего знаменитого художника. Еще в юном возрасте Владимир, в целях продажи рисует открытки со спортивными сюжетами.

Несколько рисунков Владимира Лебедева того времени известны:

«Интернациональная команда в матчах на кубок 190* года». 1909. Частное собрание. Фото автора

«Футбол». 1910-е годы. Фото из открытых источников

«Футболисты». 1910-е годы. Фото из открытых источников

В конце своего жизненного пути Лебедев утверждал:

Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени...

К периоду 1920-х отнесем рисунок Лебедева «Вратарь».

«Вратарь». 1920-е годы. Частное собрание. Фото автора

В середине 1930-х годов Владимир Лебедев задумал написать многофигурную композицию, изображающую футбольный матч. К сожалению, картина в итоге так и не была завершена, но сохранился один эскиз, на котором изображен эпизод матча ленинградского «Динамо» и московского «Спартака». Возможно и вся композиция задумывалась как матч этих соперников.

«Футболисты». 1930-е годы. Частное собрание. Фото из открытых источников

В этот же период вследствие формирования новых художественных стандартов, творчество художника начинает подвергаться критике. Его рисунки признаются не подходящими ни по форме, ни по цветовой гамме для современного советского человека. Лебедев тяжело переживает этот период своей жизни, что сказывается на его работах, в которых исчезает гармония цвета, рисунки становятся довольно пестрыми.

«Футболисты». 1930-е годы. Частное собрание. Фото из открытых источников

В конце 1930-х Владимир Лебедев знакомится с композитором Дмитрием Шостаковичем. Футбол объединяет художника и композитора, друзья начинают вместе посещать футбольные матчи в Ленинграде.

Вот что вспоминает будущая жена Владимира Ирина Кичанова:

Мы не пропускали ни одного футбольного матча. Ходили всегда в одном и том же составе: Дмитрий Шостакович, его друг, музыковед Исаак Гликман, Лебедев и я.

А вот воспоминания художественного редактора Лидии Чаловой:

В то время модно было ходить на футбол. И мы ходили. Иногда в компании с Д.Д. Шостаковичем и В.В. Лебедевым. Они были настоящие болельщики...

Исаак Гликман отмечал, что именно Владимир Васильевич Лебедев приобщил Шостаковича к футболу.

Кстати у Гликмана также остались воспоминания о Лебедеве на трибуне стадиона:

В.В. Лебедев, несмотря на свой, как мне тогда казалось, солидный возраст, вел себя на футбольных матчах чрезвычайно экспансивно, по-мальчишески подбадривал выкриками игроков-фаворитов, громко поносил их за неудачные пасы и удары по мячу, требовал отправить судью «на мыло» и т.д. и т.п...

И о Лебедеве в своей мастерской:

Когда мы с ним (Шостаковичем) приходили к В. В. Лебедеву в его-мастерскую-мансарду на улицу Белинского, тот меньше всего говорил о живописи, не очень охотно показывал свои замечательные работы, зато с большим жаром рассказывал о спорте...

Когда «футбольные друзья» не могли встречаться на матчах, они обсуждали футбол по почте или посредством телеграмм.

Динамо выиграло у Зенита два один оба гола забил Петр Дементьев изумительно красиво точно Шостакович.

(Телеграмма Шостаковича Лебедеву в Москву от 24 октября 1938 года).

Телеграмма Шостаковича Лебедеву от 24 октября 1938 года
Телеграмма Шостаковича Лебедеву от 18 октября 1938 года

«Динамо» било по воротам очень много: мячи сыпались, как горох. Однако действительно феноменальная игра вратаря Назаретова спасла «Крылья Советов» от гола. Впрочем, и один раз гости стукнули с 4-5 метров «пушку», но Лихвинцев взял, сорвав восторженный рев почти полного стадиона.

(Письмо Шостаковича Лебедеву от 8 августа 1940 года).

Оба друга в эвакуации встречаются в Москве. 8 сентября 1942 года Шостакович и Лебедев вместе в последний раз сидели на трибуне московского стадиона «Динамо». После этого они уже не виделись: Лебедев вернулся в Ленинград, а Шостакович остался в Москве.

Возможно это связано с тем, что Великая Отечественная война стала определенным рубежом для художника. Впечатления и переживания, испытанные им в осажденном Ленинграде и в эвакуации, во многом изменили его отношение к жизни, сказались на его творчестве, места для футбола в котором уже не было. Он остался в петербургском детстве и в самом ярком периоде творчества художника — в 1920-1930-е годы.