Благодаря Василию Лебедеву-Кумачу и его «Спортивному маршу» из кинофильма «Вратарь», эта метафора превратилась в лозунг. Даже вратарь уже не только защищает Родину, как это было в произведениях двадцатых годов, но и сам идет в атаку, словно показывая готовность всей страны перейти от обороны к наступлению.
После 1936 года, отмеченного началом первенства СССР и матчем на Красной площади, идея противостояния двух равновеликих сил - “Спартака” и “Динамо” - захватила самые широкие массы, в том числе и поэзию. Яркий пример - стихотворение “Матч” Валентина Дурова, в котором жесткая футбольная стычка описывается с помощью возвышенных эпитетов, больше подходящих балету, чем грубоватой футбольной борьбе.
Если раньше в центре внимания была живая, страстная борьба за место в новой жизни, то в 1930-е годы акцент сместился. Теперь борьба уже воспринимается как завершенная, а настоящее — как незыблемый, монументальный факт. Даже сцены столкновений на поле теряют динамику: сам момент удара часто опускается, словно мяч сам собой перемещается между игроками.

Футбол как «прорыв в свободу» и «игровая отдушина» являются исключениями из правил. Самым известным стихотворением, в котором была возвращена идея футбола как борьбы за первенство, является «Футбол» Владислава Эллиса. Но напечатать эту работу автору удалось только в Лос Анджелесе, вдали от советской цензуры.